Бесплатно по РФ: 8 800 200-55-73

Москва

+7 (499) 677-50-92

Всё об оптимизации страниц пагинации

Автор: Мария Саловарова 27.07.2021

Пагинация

Краткое содержание статьи:

Пагинация – порядковая нумерация страниц сайта для разделения однотипного массива данных на отдельные страницы. Обычно встречается на сайтах с большим количеством карточек товаров, статей, новостей и пр.

Пагинация бывает разных видов. Самая распространенная – с порядковой нумерацией страниц с ограничениями (например, на первой странице можно нажать только на первые 10 страниц), где при продвижении вглубь открывается возможность нажимать на следующие страницы. Также бывает пагинация с указанием диапазона страниц, например 1-10, 10-20; обратная 40-30, 30-20; комбинированная (сочетает разные виды одновременно); с одной кнопкой или в качестве дополнительной к основной пагинации, например «Показать еще»; бесконечная прокрутка; буквенная навигация и пр.

Примеры пагинации

Пагинация может иметь кнопки со стрелочками или надписями, типа «Назад», «Вперед», «Следующая», «Предыдущая», «В начало», «В конец», «Показать еще» и иметь различные варианты оформления.

Она позволяет упростить навигацию пользователя по сайту, улучшить юзабилити, ускорить загрузку страниц, делает восприятие сайта понятнее, облегчает поиск необходимой информации, улучшает поведенческие факторы сайта. При всех этих плюсах, пагинация имеет и минус – размывается статический ссылочный вес. О том, что с этим делать, мы поговорим в данной статье.

На что обратить внимание при настройке постраничной навигации?

  • На страницах с пагинацией не должно быть слишком мало контента. Особенно это касается интернет-магазинов, большой выбор товаров на странице – важный фактор ранжирования. Как понять, сколько выводить товаров? Посмотрите топ-10 конкурентов, если они в среднем выводят по 50-70 товаров, делайте так же.
  • Уделите внимание дизайну постраничной навигации: выделите её так, чтобы пользователь без труда смог её найти и идентифицировать. Рекомендуем кнопки и цифры сделать крупными, т.е. хорошо заметными и удобно нажимаемыми.
  • Не забудьте про настройку пагинации на мобильной версии сайта.
  • Сделайте навигацию по страницам удобной. Пользователь должен понимать, на какой странице он находится, как перейти на любую другую необходимую ему страницу, а также как вернуться назад или перелистнуть вперёд.
  • Google рекомендует вообще отказаться от порядковой нумерации в пользу single-page content (когда весь контент размещен на одной странице). При бесконечной прокрутке пользователь листает каталог не покидая страницу, а контент, подгружается с помощью скриптов. Время нахождения на сайте увеличивается, что является плюсом для поведенческих факторов. Для того, чтобы роботы могли сканировать контент с такой страницы, необходимо настроить выдачу всей страницы из кеша. Особенно удобно, когда весь контент размещен на одной странице при использовании сайта на мобильном устройстве. Настраивается single-page content с помощью Ajax-подгрузки или дополнений для CMS. Но у нее есть и минусы: тяжело или невозможно проскроллить до футера сайта; пользователь не сможет понять, сколько еще контента просмотрено и осталось просмотреть на странице; тяжело найти пролистанный контент, его не получится добавить в закладки (в отличии от порядковой страницы пагинации) и вернуться к нему позже.

Почему пагинация важна в SEO?

Наличие пагинации влияет на такие важные аспекты в SEO как индексирование сайта и появление дублей страниц, рассмотрим подробнее.

Индексирование. Для сканирования и последующего индексирования сайта необходимо, чтобы страницы пагинации всегда были рабочими. Но важно понимать, что у роботов есть ограничение по количеству страниц (краулинговый бюджет), сканируемых на сайте, и их большое количество чревато снижением глубины сканирования. Поэтому важно оптимизировать пагинацию, сократив количество страниц, предлагаемых роботу для индексирования.

Чтобы проверить индексирование вашего сайта, прежде всего вам нужно знать, сколько и какие страницы есть на сайте, и далее перейти в Яндекс.Вебмастер в раздел «Индексирование», затем в «Cтраницы в поиске», нажать на «Все страницы» и внизу страницы нажать «Скачать таблицу». Так вы получите все страницы, которые были проиндексированы Яндексом.

Индексация страниц в Яндекс Вебмастере

В Google Search Console проиндексированные страницы можно посмотреть в разделе «Покрытие» во вкладках «Без ошибок, есть предупреждения» и «Страница без ошибок» и выгрузить с помощью кнопки «Экспортировать».

Индексация страниц в Google Search Console

Если у вас интернет-магазин, то для проверки индексации страниц пагинации можно ориентироваться на карточки товаров (т.к. на них робот может попасть только через страницы пагинации), отсортируйте строки по названию и найдите адреса карточек товаров. Если количество проиндексированных заметно не совпадает с реальным, то возможно, на сайте есть проблемы в индексировании.

Кстати, еще один простой и распространенный способ узнать, какие страницы были проиндексированы поисковыми роботами – это ввести в поисковой строке команду «site:site.ru» (без кавычек).

Дубли страниц. Страницы пагинации часто формируют страницы дубли, которые в свою очередь негативно воспринимаются поисковыми системами, обычно это страницы с одинаковыми h1, title, description и текстами (все они берутся с первой страницы).

Найти дубли пагинации можно как вручную, просто открыв эти страницы, либо с помощью программ и сервисов, например: Xenu, Screaming Frog Seo Spider, SiteAnalyzer, Netpeak Spider, Яндекс.Вебмастер («Индексирование» -> «Страницы в поиске» -> «Исключенные страницы»), Google Search Console («Покрытие» -> «Исключено»).

Дубли в Screaming frog

Оптимизация и настройки страниц пагинации

О правильной оптимизации пагинации идут споры. Рассмотрим, что насчет этого говорят поисковые системы и какие нюансы бывают у разных подходов по настройке постраничной навигации.

Robots

С помощью файла robots.txt с директивой Disallow и мета-тега <meta name="robots" content="noindex, nofollow" /> можно закрыть страницы пагинации от индексации поисковыми роботами, но такой подход ухудшит индексирование карточек товаров, которые находятся на этих страницах.

Если вместо nofollow использовать follow – <meta name="robots" content="noindex, follow" />, то страница не будет индексироваться, но роботы смогут переходить по ссылкам с этих страниц. Но, к сожалению, робот может не добраться до карточек товаров в глубине каталога.

Кстати, Google все равно может проиндексировать запрещенный документ в robots.txt, в этом вы можете убедиться, открыв Google Search Console и найдя тип ошибки – «Проиндексировано, несмотря на блокировку в файле robots.txt». Мета-тег robots позволяет решить данную проблему. А еще, в июле 2021 года стало известно, что Google больше не учитывает директиву follow в мета-теге robots, поэтому для Google её можно не указывать.

Google Search Console

rel="canonical"

Атрибут rel="canonical" рекомендуется к использованию Яндексом. На всех страницах пагинации (кроме первой) в качестве канонической должна указываться первая страница, которая и будет участвовать в результатах поиска – <link rel="canonical" href="https://site.ru/razdel/podrazdel"/>.

Особенность данного метода в том, что поисковые роботы смогут заходить на все страницы, обходить ссылки, но сами страницы пагинации проиндексированы не будут.

Минус такой реализации в том, что поисковые системы могут игнорировать rel="canonical" и добавлять их в индекс по своему усмотрению. Вот что говорит Яндекс: «…страницы, размеченные как неканонические могут быть полезны, а их наличие в поиске может влиять на качество и полноту ответа на запрос пользователя.».

Еще один вариант использования rel="canonical" – это его указание на страницах с пагинацией ссылки на страницу со всеми товарами – single-page content. Выше мы уже упоминали, что Google рекомендует именно эту технологию. Если на вашем сайте нет её реализации, то придётся сделать эту доработку. Такой страницей может быть документ с названием «Смотреть все».

Какой тут может быть минус? Данная страница будет медленно грузиться, т.к. будет содержать в себе огромное количество товаров.

Уникализация title, description

Для исключения дублирования страниц пагинации можно использовать уникализацию мета-тегов title и description. Делается это так: берется title и description с первой страницы и к ним в конце приписывается номер страницы пагинации, например:

title: Купить декоративную штукатурку в Новосибирске – страница N

description: В нашем гипермаркете вы можете купить декоративную штукатурку для стен по демократичной цене. Доставка по Новосибирску, разгрузка и подъем на этаж. Страница N.

где N – порядковый номер страницы

Помимо того, что эти мета-теги помогают поисковым системам понять содержимое страницы, они также помогают определить, что это за страница, т.е. в том числе благодаря указанию номера страницы в них поисковые системы понимают, что это страницы пагинации и какие они по счету.

Нужно ли таким образом уникализировать закрытые от индексации страницы пагинации? Ответ: нет. Закрытые страницы с дублированными заголовками не нужно делать уникальными, т.к. робот их не проиндексирует. Если для страниц пагинации вы добавили атрибут canonical, то уникализировать мета-теги также не имеет смысла, т.к. именно из-за уникализации страницы не смогут склеиться, т.к. будут отличаться друг от друга.

Еще один вариант, как уникализировать title, чтобы не мешать продвижению первой страницы – добавлять в него только название раздела и порядковый номер страницы, например: Декоративная штукатурка – страница N.

Уникализировать заголовок, который находится в теге h1 можно по желанию, особого влияния это не даст, но позволит пользователю оперативно понять, на какой он странице. Уникализировать его можно также, добавив к основному заголовку номер страницы. Но, если вы планируете использовать предыдущий вышеописанный вариант по уникализации title, обратите внимание, чтобы title и h1 не совпадали.

next и prev

Атрибуты rel="next" и rel="prev" предназначены для сообщения роботам о положении текущего документа в сравнении с соседними страницами пагинации. На первой странице указывается вторая страница – <link rel="next" href="https://site.ru/razdel?page=2" />, а на второй сразу две: предыдущая – <link rel="prev" href="https://site.ru/razdel" /> и следующая <link rel="next" href="https://site.ru/razdel?page=3" />.

Атрибуты пагинации prev и next раньше рекомендовались специалистами Google для оптимизации таких страниц. В 2019 году Google официально сообщил, что атрибуты next и prev более не рекомендуются к использованию, более того, они уже несколько лет не учитываются поисковиком. Яндекс в свою очередь данные атрибуты никогда не поддерживал. Если на вашем сайте есть данная разметка, то убирать ее не нужно, её наличие или отсутствие никак не повлияет на сайт. Поисковая система Bing использует данные теги пагинации.

Можно ли использовать несколько методов настройки пагинации?

Использовать разные подходы одновременно не рекомендуется, т.к. каждый из них исключает использование друг друга, при этом срабатывать будет только тот метод, который имеет большее влияние.

Что еще можно проверить и настроить?

Дубль первой страницы пагинации. С этой проблемой все просто и споры никакие не идут. Часто из-за особенностей CMS у первой и основной страницы пагинации есть дубль URL, который отдаёт 200-ответ сервера и может находиться на кнопке при возврате на первую страницу. Пример:

URL основной страницы – https://site.ru/shop/razdel.html

Ссылка при возврате на первую страницу – https://site.ru/shop/razdel.html?limitstart=0

При обнаружении таких дублей нужно сделать редирект с дубля на основную страницу, либо закрыть от индексирования в robots.txt.

Несуществующие страницы пагинации. Такие страницы должны отдавать 404-ответ сервера, для настройки стоит привлечь программиста. Чтобы проверить, впишите в URL страницы пагинации число, превосходящее количество таких страниц, и если страница отдает 200-ответ (например, через инструмент в Яндекс.Вебмастере «Проверка ответа сервера»), то пагинацию необходимо доработать.

Дублированный текст. Если на первой основной странице есть текст, то со страниц пагинации его необходимо убрать. Делается это с помощью доработки кода сайта.

Сортировка и фильтрация. При использовании такого функционала важно, чтобы при переходе на страницы пагинации, сортировка и фильтрация не слетали.

Sitemap.xml. Из карты сайта XML рекомендуется удалить страницы пагинации и оставить в ней только важные страницы.

Больше ссылок. Старайтесь оставлять максимум ссылок на порядковые страницы – так вы уменьшите вложенность карточек товаров, которые на них находятся.

Можно ли использовать страницы пагинации в SEO-продвижении?

Страницы пагинации можно продвигать под какие-либо смежные НЧ и СЧ запросы, которые не продвигаются в одном кластере. Но смысла особого в этом нет, во-первых, это требует технических доработок: задать индивидуальный title и description, разместить уникальный текст – и всё это для каждой страницы. Во-вторых, для смежных запросов можно создавать новые разделы или оптимизировать страницы-фильтры – так гораздо проще.

Интересным решением в плане SEO может быть оптимизация каждой страницы под разный город. Но, с другой стороны, для этого есть поддомены и подпапки, и они намного лучше отвечают на запросы пользователей, чем страницы пагинации.

В целом, с оптимизацией постраничной навигацией можно экспериментировать, возможно, это сможет принести хороший результат.

Итоги. Мы рассмотрели разные методы оптимизации постраничной навигации. Рекомендуем не закрывать её от индексации поисковыми системами, т.к. она напрямую влияет на индексацию товаров, перелинковку и распределение статистического веса. Выбор оптимизации и настройки пагинации зависит от сайта, технических навыков специалиста, и направленности на определенную поисковую систему.

Автор: Мария Саловарова