Блог / SEO

Кто такие асессоры поисковых систем, и что об их работе нужно знать SEO-специалистам

Автор: Мария Саловарова 20.05.2022

Асессоры поисковых систем

Краткое содержание статьи:

У каждой поисковой системы есть свои алгоритмы ранжирования сайтов, из-за которых результаты поиска кардинально отличаются. Но также у поисковиков есть специалисты, которые регулярно анализируют результаты выдачи по определенным поисковым запросам, выступая своего рода модераторами. Они называются асессорами («assessment» с англ. «оценка»), и обычно являются удаленными сотрудниками.

В их задачи входит оценить качество страниц, и на основе этой оценки послать сигналы поисковым алгоритмам о внесении коррективов в свою работу. С помощью оценки асессоров происходит обучение алгоритмов поисковых систем, так они лучше понимают, какой сайт хороший, а какой плохой. А это, в свою очередь, позволяет улучшать поисковую выдачу. Также можно сказать, что асессоры оценивают качество ответа поисковой системы на данный поисковый запрос, что по сути является проверкой работы поисковых систем, т.к. они стремятся давать точные ответы пользователю.

Страницы, которые прошли положительную оценку асессорами, будут считаться образцом для оценивания других сайтов по этому же запросу. Асессоры прямо не влияют на позиции сайта. В поисковых системах Яндекс и Google есть свои отличия асессорской оценки, которые мы рассмотрим далее.

Кстати, не только у гигантов поисковых систем есть оценщики, так, подобные специальности есть у Mail.ru, Wildberries, Ozon.

Асессоры Яндекса

Сейчас в Яндексе насчитывается более 10 000 асессоров. Чтобы им стать, нужно найти вакансию в специальном разделе, соответствовать её требованиям, заполнить анкету, пройти тестирование и удалённое собеседование. При положительном ответе асессору еще предстоит пройти обучение и ряд тестирований.

Вакансии асессоров в Яндексе

В Яндекс требуются разные варианты асессоров: тестировщики, разработчики, копирайтеры, асессоры для Яндекс.Бизнес, Яндекс.Маркет – и все они трудоустраиваются официально. Асессору поиска, которого мы рассматриваем в данной статье, необходимо оценивать поисковую выдачу по разным запросам, для этого у Яндекса имеются соответствующие инструменты оценки. Большой интерес SEO-специалистов вызывает то, как асессоры оценивают сайты. Оценщики вручную анализируют сайты и страницы: смотрят поисковую выдачу, выстраивая адреса по шкале релевантности, тем самым обучая алгоритм Матрикснет (метод машинного обучения, который способен переучиваться). Благодаря их оценкам поисковые формулы приближаются к человеческому восприятию информации, размещенной в сети.

Для того, чтобы оценить страницу по определенному запросу, асессор смотрит следующие критерии:

  • соответствие языку;
  • соответствие региону – если пользователь ожидает увидеть ответы, подходящие для определенного региона;
  • релевантность информации запросу;
  • актуальность и полнота представленной информации;
  • авторитетность сайта;
  • современный дизайн сайта;
  • соответствие операционной системе пользователя;
  • отсутствие навязчивой рекламы;
  • отсутствие взрослого контента;
  • удобство сортировки и фильтрации;
  • понятная навигация;
  • наличие отзывов от клиентов и возможность добавлять их;
  • наличие товара, есть подробная развёрнутая информация о товаре или услуге;
  • возможность оплаты и доставки;
  • наличие разделов с акциями, информация о монтаже, примеры работ, информация о сотрудниках, компании с фотографиями офиса или производства и пр.;
  • размещение подробных контактов: несколько номеров телефонов, реквизиты, схема проезда и пр.;
  • наличие страниц в социальных сетях;
  • наличие отзывов на сайте и возможность их оставить через специальную форму.

После того, как сайт был оценен по этим критериям, определяется релевантность сайта по шкале:

Витальный – это сайт, который хочет увидеть пользователь, вводя поисковый запрос. Или, другими словами, это официальный или конкретный сайт, первоисточник. Например, по запросу «озон» пользователь скорее всего хочет найти официальный сайт ozon.ru.

Подвитальный – официальные профили компаний в социальных сетях.

Витальный минус – официальный сайт или профиль в социальной сети с неактуальной или труднодоступной информацией.

Релевантный плюс – страница имеет достаточно информации для удовлетворения намерения пользователя. При этом необходимо определить положение нескольких релевантных страниц в результатах поиска относительно друг друга по полноте информации, удобочитаемости, актуальности. Это необходимо для того, чтобы определить, какая из страниц должна быть ближе к ТОПу.

Релевантный минус (прямой) – страница отвечает на запрос частично или имеет ссылку, которая ведёт на другую страницу с полным ответом.

Релевантный минус (непрямой) – страница не имеет очевидного ответа на поисковой запрос, хотя при этом сайт или его другие страницы могут косвенно соответствовать тематике запроса.

Нерелевантный – страница (или весь сайт) не даёт никакого ответа на поисковой запрос пользователя.

Ошибка 404 – выдаётся ошибка 404 (страница не найдена).

Данная шкала для оценки относительно недавно обновилась, ранее были немного другие:

  • 404;
  • вирус;
  • витальный;
  • полезный;
  • релевантный плюс;
  • релевантный минус;
  • нерелевантный.

Некоторые из мелких и простых задач по оценке сайта выполняют специалисты из инструмента Яндекс.Толоки. На этой площадке может зарегистрироваться любой желающий, пройти небольшое обучение и начать выполнять задачи на компьютере или в мобильном приложении. Толокеры проверяют качество размещенных изображений, количество и качества рекламы на сайте, корректность месторасположения компании и пр. Оплата очень низкая, но и требований к желающим работать в Яндекс.Толоке никаких нет.

Яндекс Толока

Резюмируем. Если следовать всем вышеописанным требованиям, вы, по сути, подстроите свой сайт под требования ваших клиентов, что скажется положительным образом на продажах. Чтобы исключить человеческий фактор, одни и те же задачи даются разным специалистам, и дальше алгоритм сравнивает их результаты. Информацию о том, как именно оценщики проверяют сайты Яндексом, старательно скрывается, но в сеть иногда сливают скриншоты инструкций или просто бывшие асессоры рассказывают о своём опыте работы.

Асессоры Google

В Google оценщики появились в 2004 году. Компания нанимает асессоров с помощью сторонних агентств, заключающие трудовой договор. Кандидаты должны знать английский язык, это необходимо для того, чтобы изучить должностную инструкцию, заполнить анкету, пройти тестирование и собеседование. А еще английский язык нужен для того, чтобы пользоваться интерфейсом специальной программы для оценки.

Как и у Яндекса, оценщики Google обучают нейронную сеть Machine learning.

Google периодически выкладывает асессорские инструкции в сеть, последняя была выложена 19 октября 2021 года и содержит большое количество страниц с информацией, которая пригодится SEO-специалистам. На русский язык инструкцию перевела компания ANT team, скачать её можно по этой ссылке.

Пример асессорской оценки

Перечислим некоторые важные моменты из документа:

  • важны критерии YMYL – Your Money Your Life («Кошелек или жизнь»);
  • также важен E-A-T: компетентность, авторитетность, надежность.
  • на сайте должна быть возможность перехода на главную страницу с любой страницы сайта;
  • размещение информации о создателе контента или о владельце сайта;
  • наличие важных разделов «О нас», «Отзывы», «Контакты», «Способы оплаты», «Доставка», «Возврат», «Обработка персональных данных», «Политика конфиденциальности» и пр.
  • присутствие средств связи: электронная почта, номера телефонов, адреса, формы обратной связи и пр.
  • наличие отзывов о компании на других ресурсах и в целом важна положительная репутация;
  • оценивается качество и объем контента;
  • важен ассортимент или спектр услуг, а также всё что связано с удобствами их заказов;
  • размещение лицензий, сертификатов компании и/или специалистов;
  • важно отсутствие отвлекающей рекламы или другого контента, мешающего пользователю воспринимать информацию на сайте;
  • на сайте не должно быть вредоносного контента (например: угрозы, насилие, вредные медицинские советы, дезинформация, манипуляции, разжигание ненависти, подозрительные ссылки и пр.).
  • отсутствие замаскированной рекламы, спама или взломанных страниц;
  • важно соответствие контента намерениям пользователя;
  • контент не должен автоматически генерироваться или быть скопированным с другого ресурса;
  • язык на странице (сайте) должен соответствовать региону или ожиданиям пользователей;
  • страница (сайт) должна открываться, если не открывается, то должно быть наличие помощи для пользователя найти необходимую информацию на сайте;
  • сайт должен быть оптимизированным под мобильные устройства и отвечать намерениям пользователя, который перешел на него с поиска;
  • отсутствие контента порнографического характера;
  • для некоторого вида контента важна максимальная свежесть информации, например, для новостей, регулярных повторяющихся событий и др.;
  • отсутствие на сайте страниц-дублей.

При этом асессору нужно также вынести общую оценку качества страницы, она строится на трёх постулатах:

  • назначение страницы;
  • потенциальная опасность (например, содержит вирусы или спам);
  • соответствие страницы своему назначению.

И на основе этого, необходимо выдать общую оценку на шкале:

Оценка качества страницы

Также с помощью подобной шкалы выносится оценка на соответствие ожиданиям пользователей зашедшие на сайт с мобильного устройства:

  • Полное соответствие – большинство пользователей мобильных устройств удовлетворены результатом.
  • Высокое соответствие – результат был полезен для большинства пользователей, но им могут потребоваться дополнительные результаты.
  • Среднее соответствие – похож с предыдущим пунктом, но в этом случае намного большим пользователям может понадобиться дополнительная информация.
  • Низкое соответствие – результат был полезен для небольшого количества пользователей, могут потребоваться дополнительные результаты.
  • Отсутствие соответствия – результат не соответствует ожиданиям пользователей мобильных устройств.

Оценка мобильной версии

Итоговые оценки асессоров на поисковые алгоритмы из Яндекса имеют большее влияние, чем оценщики в Google, т.к. Google больше всё-таки полагается на свои алгоритмы. В сети есть информация, что оценки асессоров из Яндекса особенно сильно влияют на выдачу по высокочастотным запросам.

Рекомендации по наполнению сайта

  1. Размещайте максимально полную информацию на всех разделах и страницах вашего сайта: от страницы «О компании» до детальных характеристик товара.
  2. Размещенный контент должен соответствовать ожиданиям пользователей, которые пришли на вашу страницу по конкретному поисковому запросу. Т.е. если пользователь вбил фразу «зеркало цены» и ему попался ваш сайт, то он ожидает увидеть товары с ценами и возможность их купить.
  3. Контент должен быть понятен, актуален, уникален и структурирован.
  4. Размещайте разный контент: тексты, изображения, таблицы, ролики и пр. Его оформление должно быть эстетичным и удобным для восприятия.
  5. Стремитесь к экспертности вашего сайта. Это значит, что вы должны показать, что вы профессионалы, и материалы, размещенные на вашем сайте, подготовлены именно такими специалистами. Дайте развернутую информацию о специалистах и их заслугах.
  6. Проверяйте сайт на наличие рекламы и вредоносного кода. Всплывающие окна или другой контент не должны мешать восприятию сайта.
  7. Стремитесь к тому, чтобы ваш сайт не имел устаревший дизайн и выполнял требования хорошего юзабилити.
  8. Важна работоспособность функционала: сортировка, фильтрация, добавление в корзину, оформление заказа, отправка обратных форм, онлайн-консультант и пр.
  9. Работайте честно и качественно, чтобы заслужить положительные отзывы клиентов как на вашем сайте, так и на сторонних ресурсах (особенно на тех, которые принадлежат поисковым системам).

Итоги. Асессоры очень полезны поисковым системам для того, чтобы совершенствовать выдачу и давать пользователям наилучшие результаты. Главное, чтобы их работа выполнялась добросовестно, т.к. контроль этого сильно затруднён. SEO-специалистам рекомендуется изучать асессорские инструкции, чтобы улучшать продвигаемый ресурс. Понятное дело, что инструкции от Яндекса официально не выкладываются и информация собирается по крупицам, но то, что мы сейчас имеем, вполне соответствует тому, что пользователь ожидает увидеть на коммерческом сайте. Инструкции Google выходят каждый год и дополняются новой информацией, которую также необходимо добавлять в свою работу над проектами.

Автор: Мария Саловарова